Основные результаты и выводы по работе
1. Многолетний опыт эксплуатации многослойных кольцевых гофрированных демпферов в качестве опор роторов современных ГТД НК-8, НК-12 и их модификаций, а также ТНА ракетных двигателей показал, что указанные демпферы являются эффективными и перспективными гасителями вибрации. Их применение повышает надежность и вибропрочность деталей и узлов ДЛА.
Однако в силу некоторых конструктивных качеств они мшуг стать дополнительным источником колебаний ротора, причиной которых является анизотропия свойств демпферов.
2. Разработаны эффективные и достоверные аналитические методики определения УФХ демпферов в условиях нагружения, максимально приближенных к реальным. Эти методики позволяют быстро, эффективно и с достаточной достоверностью подобрать конструктивные параметры проектируемой опоры иод заданные технические требования. На базе расчетных исследований выявлены основные причины анизотропии УФХ МКГД, оценен ее уровень для различный условий работы демпфера и разработаны практические рекомендации по ее снижению. Выявлено, что этот фактор можно использовать для разгрузки ротора от статических сил без специальных разгрузочных устройств. Показано, что создать демпфер с близкими к изотропным свойствами можно лишь при числе пролетов демпфера не менее восьми. При этом следует устанавливать ограничитель перемещения вала в опоре и стремиться к тому, чтобы максимальная амплитуда перемещения не превышала Лтах< 0,96 (8 — зазор в собранном демпфере). При расчете демпферов на стадии проектирования следует учитывать влияние некоторых конструктивных параметров (например, разреза в демпфере) на анизотропию его свойств. Если невозможно избежать применения конструктивных элементов, вносящих анизотропию в свойства демпферов, то следует расчетным
путем с помощью разворота указанных элементов друг относительно друга попытаться взаимно компенсировать влияние этих факторов на анизотропию УФХ МКГД.
3. Создан оригинальный стенд для экспериментальных исследований УФХ кольцевых демпферов, отвечающий потребностям практики изготовления МКГД на серийных заводах. Способ испытаний и конструкция стенда защищены авторскими свидетельствами. Экспериментальные исследования подтвердили достоверность принятых допущений и полученных расчетным путем результатов.
4. Предложена аналитическая методика определения разброса У ФХ МКГД в серийном производстве, разработанная на основе метода математического моделирования на ЭВМ влияния технологии изготовления и сборки демпферов на разброс их УФХ. На базе этой методики выполнена оценка повторяемости в серийном производстве свойств МКГД одного из отечественных серийных двигателей. Расчетные исследования подтвердили эффективность разработанной методики и позволили сформулировать ряд рекомендаций, направленных на снижение разброса УФХ МКГД в серийном производстве. Доказано, что селективный подбор колец демпфера при его сборке следует применять исходя из условий обеспечения заданных УФХ опоры, а не из значения заданного радиального зазора, как в существующей технологии сборки. При этом следует подбирать пары колец с одинаковой или близкой овальностью и ориентировать овалы колец при сборке таким образом, чтобы их большие и малые полуоси были соответственно совмещены. Эти мероприятия позволят снизить разброс и анизотропию УФХ демпферов.
5. На базе проведенных технических и экспериментальных исследований созданы высокоэффективные средства виброзащиты, внедренные в АиРКТ и других объектах народного хозяйства, что предопределило снижение условия вибрации двигателей и узлов транспортных систем, уровня шума, увеличение ресурса агрегатов и изделий в целом, повышение надежности и даже экономичности энергетических установок, улучшение экологической обстановки и повышение комфорта на транспорте. Разработан и передан в производство ряд новых конструкций демпферов и виброизоляторов с улучшенными упругодиссипативными свойствами. Их внедрение поможет существенно улучшить эксплуатационные характеристики готовых изделий. Отработанная на базе научных исследований технология производства многослойных гофрированных демпферов и виброизоляторов помо-
жет сократить затраты на производстве и ускорить доводку сложной техники ТС.
6. Создание методики расчета УФХ демпферов и виброизоляторов базируется на сочетании фундаментальных теоретических и экспериментальных исследований в совокупности с принципами конструирования, технологией изготовления и обеспечения высоких эксплуатационных характеристик изделий в течение всего жизненного цикла.
7. Для проведения экспериментальных исследований разработана и создана уникальная база из натурных и модельных испытательных стендов в СГАУ, МГТУ, СамГАПС, на серийных предприятиях АиРКТ, железнодорожного и морского транспорта.
8. Комплекс разработанных методик и рекомендаций нашел широкое применение при разработке, серийном производстве и эксплуатации средств АиРКТ, железнодорожного и водного транспорта, при подготовке и переподготовке инженерных и научных кадров, в том числе и высшей квалификации.
9. Достоверность методик подтверждается результатами экспериментальных исследований, внедрением и положительным опытом доводки и эксплуатации средств виброзащиты транспортных систем.
10. Базируясь на созданной рядом самарских ученых (А. М. Сойфе — ром, Д. Е. Чегодаевым, Ю. К. Пономаревым, И. Д. Эскиным, В. Н. Бу- зицким и др.) методологии исследований систем конструкционного демпфирования, их классификации и найденных общих свойствах, разработаны теоретические основы моделирования УДХ таких сложных СКД с регулярной структурой, как многослойные гофрированные пакеты. Это позволило существенно углубить процесс познания их свойств, создать интегрированные методы расчета пластинчатых виброизоляторов и демпферов с учетом всех известных на сегодняшний день нюансов и оправдавшихся гипотез, большинства видов нагружения и случайных законов формирования допусков на размеры. Все это обеспечивает широту их применения и достоверность получаемых УДХ. Выбранный подход позволил создать на базе многослойных гофрированных пакетов гамму устройств с конструкционным демпфированием для различных условий эксплуатации агрегатов и узлов транспортных систем, отличающихся от известных высокой надежностью, стабильностью и оптимальностью режимов работы.
11. Автором и с участием автора разработано более пятидесяти методов и средств подавления вибрации, испытательных стендов и
технологического оборудования, защищенных авторскими свидетельствами и патентами. Результаты работы опубликованы в более 50 источниках, в том числе научных журналах в России и за рубежом, научных межвузовских сборниках, в виде тезисов-докладов международных конференций и симпозиумов и т. п. Это является существенным вкладом автора в современные научные направления по теории и практике конструкционного демпфирования.
12. Показано, что разработанные автором методики носят обобщающий характер и применимы для исследования СКД, конструктивно и принципиально отличающихся от МКГД. В этой связи решена задача о прецессионном нагружении упругопористого гистерезисного элемента типа МР. Выявлены и сформулированы общие закономерности процессов.
13. Разработана методика исследования свойств сложных СКД при пространственном нагружении объектов. Проанализирована эволюция гистерезиса при переходе от одноосного и плоского нагружения к пространственному.
14. Исследованы практические ситуации, когда целесообразнее применять вместо многослойных гофрированных демпферов упругогистерезисные тросовые элементы, УДЭ на базе материала МР или комбинацию из УДЭ различных типов в одной конструкции.
15. Сформулированы достоинства и недостатки указанных систем конструкционного демпфирования. Разработаны новые методы и средства подавления вибрации с тросовыми УДЭ, с УДЭ из материала МР, новые технологии производства и технологическое оборудование.
16. Разработана специальная виброизоляторпая классификация, позволяющая сконцентрировать информацию о виброизоляторах, изложенную на нескольких страницах, в одной строке. СВК способствовала также разработке новых изобретений.
17. Результаты работы внедрены в АиРКТ, на железнодорожном транспорте, в судостроении, подъемно-транспортном оборудовании и других объектах отечественной промышленности.